?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Автомобиль Лили Брик на стихи Маяковского
дверц
umorin

 


"...денег было в обрез. В Париже В.Маяковский вел переговоры о том, чтобы написать киносценарий, по которому французские кинематографисты могли бы снять фильм. На вырученное - купить машину. Однако французы не заинтересовались, денег заработать не удалось, и поэт тут же известил о положении вещей свою музу.
Лилия (работавшая и осведомителем ОГПУ, как и муж её. - прим А.У.) капризничала: «Ууууууу-у-у-у!!! Неужели не будет автомобильчита! А я так замечательно научилась ездить!!! Пожалуйста, привези автомобильчит!!!!!!!!!!!!!!!»
Потом инструкции стали более прагматическими: «Если не хватит денег, то пошли хоть… 450 долларов на Фордик без запасных частей. Запасные части, в крайнем случае, можно достать для Форда и здесь. У-уу-ууу––––!!!!?»


Сам Маяковский вернулся в Моск­ву 8 декабря 1928 года, а вот с авто вышла заминка. Машина прибыла только в начале 1929 года, причем на советской таможне появились проблемы, которые поэту пришлось решать в срочном порядке.

...Лиля Юрьевна прекрасно представляла, каким именно должен быть ее будущий автомобиль. 14 октября 1928 года она писала Маяковскому в Париж: «Про машину не забудь. 1) предохранители спереди и сзади, 2) добавочный прожектор сбоку, 3) электрическую прочищалку для переднего стекла, 4) фонари сзади с надписью «top», 5) обязательные стрелки, показывающие, куда поворачивает машина, 6) теплую попонку, чтобы не замерзала вода. 7) не забудь про чемодан и два добавочных колеса сзади. Про часы с недельным заводом. Цвет и форму (открытую… закрытую) на твой… вкус… Только чтобы не была похожа на такси. Лучше всего Buick или Renault. Только НЕ Amilcar!» ("Амилькары" Советская Россия покупала для почтальонов. Понятно, Лиле было "не по чину" в "Амилькаре"
...Знавшие ее люди вспоминали, что машиной Брик управляла не слишком уверенно. Случались и происшествия. Однажды она сбила маленькую девочку. И хотя обошлось без летального исхода, разговоров по этому поводу было немало. До суда дело не дошло. Некоторые биографы Лили Брик полагают, что дело закрыли благодаря вмешательству ее покровителей с Лубянки…

Но автомобильная история на этом не закончилась, ведь машину надо было обеспечивать запчастями. Во время очередной поездки в Париж весной 1929 года Маяковский получил от Брик письмо с перечнем нужных запасных частей. Так, 25 апреля Лиля Юрьевна писала:
«Двумя крестиками отмечены вещи абсолютно НЕОБХОДИМЫЕ, одним крестиком – НЕОБХОДИМЫЕ и без креста очень нужные. Лампочки в особенности – большие, присылай с каждым едущим, а то мы ездим уже с одним фонарем. Когда последняя лампочка перегорит – перестанем ездить. Их здесь совершенно невозможно получить для нашего типа Рено». Кстати, список запчастей составлял личный шофер Лили, которого наняли после несчастного случая с девочкой.
Разумеется, и в этот раз Маяков­ский выполнил просьбу. И когда в мае Брик со своим новым другом Юсупом Абдрахмановым – высокопоставленным партийным деятелем из Средней Азии – ехала в Ленинград на подаренном поэтом Renault, машина была уже в полном порядке. А спустя совсем немного времени на том же Renault Лиля и ее муж Осип Брик следовали за грузовиком, который вез гроб с телом Маяковского в крематорий.






Ответ
на будущие
сплетни
Москва
меня
обступает, сипя,
до шепота
голос понижен:
«Скажите,
правда ль,
что вы
для себя
авто
купили в Париже?
Товарищ,
смотрите,
чтоб не было бед,
чтоб пресса
на вас не нацыкала.
Купили бы дрожки…
велосипед…
Ну
не более ж мотоцикла!»
С меня
эти сплетни,
как с гуся вода;
надел
хладнокровия панцирь.
– Купил – говорите?
Конечно,
да.
Купил,
и бросьте трепаться.
Довольно я шлепал,
дохл
да тих,
на разных
кобылах-выдрах.
Теперь
забензинено
шесть лошадих
в моих
четырех цилиндрах.
Разят
желтизною
из медных глазниц
глаза –
не глаза,
а жуть!
И целая
улица
падает ниц,
когда
кобылицы ржут.
Я рифм
накосил
чуть-чуть не стог,
аж в пору
бухгалтеру сбиться.
Две тыщи шестьсот
бессоннейших строк
в руле,
в рессорах
и в спицах.
И мчишься,
и пишешь,
и лучше чем в кресле.
Напрасно
завистники злятся.
Но если
объявят опасность
и если
бой
и мобилизация –
я, взяв под уздцы,
кобылиц подам
товарищу комиссару,
чтоб мчаться
навстречу
желанным годам
в последнюю
грозную свару.
Не избежать мне
сплетни дрянной.
Ну что ж,
простите пожалуйста,
что я
из Парижа
привез Рено,
а не духи
и не галстук.


Взято тут, цитация отрезков статьи почти дословная

Прим Умрн:
То, как тогда, в 28-м году, голодал народ и убивали народ, ни поэта ни его былую пассию не волновало. - Элиты.
(фото авто изменено. Поправка [info]lanss) 


  • 1
и вот на таком Лиля отказывалась ездить? глупая баба :)
кстати, вряд ли их закупали для почтальонов, "Амилькар" - это известная спортивная марка, мощные и недешёвые гоночные красавцы. а вот то, что такой красавец годом раньше придушил шарфом Айседору Дункан - как раз могло повлиять на женский выбор.




Вполне возможно, и скорее всего вы правы насчёт почтальонов. Я взял цитату из книги "МОсква нэповская" и сейчас процитирую вам фрагмент

Руга и Кокорев, "Москва нэповская"

Глядя на вождей, сливки общества также не хотели ездить на малолитражках. В этом отношении характерно письмо Л. Ю. Брик с напоминанием В. В. Маяковскому, какой именно автомобиль он должен привезти ей из Парижа: «Про машину не забудь. 1) предохранители спереди и сзади, 2) добавочный прожектор сбоку, 3) электрическую прочищалку для переднего стекла, 4) фонари сзади с надписью @top~, 5) обязательные стрелки, показывающие, куда поворачивает машина, 6) теплую попонку, чтобы не замерзала вода. 7) не забудь про чемодан и два добавочных колеса сзади. Про часы с недельным заводом. Цвет и форму (открытую... закрытую) на твой... вкус... Только чтобы не была похожа на такси. Лучше всего Buick или Renault. Только НЕ Amilcar!»
По поводу предупреждения насчет «амилькара» поясним, что в 1927 г. Моссовет приобрел партию этих двухместных машин. В них по городу разъезжали почтовые служащие, собиравшие письма из почтовых ящиков. Понятно, что музе главного пролетарского поэта было не комильфо ездить на таком автомобильчике.
Из-за денежных затруднений Маяковскому пришлось купить «Renault NN» - не самую роскошную, но зато очень надежную машину. Ездила на ней Л. Ю. Брик. По свидетельствам современников, она постоянно попадала в аварии, и даже как-то раз сбила маленькую девочку. После этого водить машину стал наемный шофер. Сам поэт-автовладелец примерно в то же время призывал советских граждан поддержать отечественного производителя:

кстати, может ли быть, (и очень даже может), что эти авто использовались для спецпочтальонов. Курьеров правительства или ЧК

ну, в принципе, да, Моссовет мог так выебнуться. ездят же у нас сейчас пожарники на "Поршах", даже пожарные сигвеи вон закупают:)))) и всё-таки причина этой приписки скорее в Айседоре Дункан - потому что лучше выглядеть, как почтальон на крутой гоночной тачке, чем как таксист на дешёвой барбухайке. а машина Маяковского была один в один московское такси тех лет)) кстати, на верхней фото не она. вот такая была:


спасибо. Изменил фото, поставил ссылку на вас.


Вообще, сведения в пост взяты из книги, которая названа в нём, но после вашего сообщения, поинтересовался и вот что:
Может быть имелись в виду первые машины Амилькар?
http://cars.4sole.ru/9.html
(Они, на взгляд, вполне соотвествуют параметрам "машины для почтальонов"

"...Amilcar CC ("Амилькар СС") 1921-1924

Первой из получивших известность моделей Amilcar стал этот миниатюрный автомобиль - типичная ремесленная поделка на основе мотоциклетных деталей. Работавший на фирмах Le Zebre и Citroen Жюль Саломон использовал 4-цилиндровый двигатель с водяным охлаждением и боковыми клапанами (903 см!, 18 л.с.), обеспечивший машине массой всего 436 кг прекрасные удельные показатели. С двумя пассажирами "СС" развивал скорость 80 км/ч, которую в те времена могли достичь лишь несколько машин с 1,5-литровым двигателем. Узкая колея заднего моста, при установке 3-ступенчатой коробки передач, позволяла обойтись без дифференциала. Поэтому сзади имелся лишь один тормозной барабан для рабочего и стояночного тормоза, действовавший сразу на оба колеса. Упругими элементами подвески были четвертьэллип-тические рессоры, а первые образцы машины обходились даже деревянным передним мостом. В 1921-24 гг. было продано большое количество "СС" и вариантов "CS" и "С4" - примерно 6000 штук. Эти машины изготавливали также в Германии и Австрии, а в Италии под названием Amilcar-Italiana ("Амилькар-Итальяна") вели их сборку из привозных комплектов."

??

назвать один из лучших гоночных автомобилей тех лет типичной ремесленной поделкой - это совсем совести надо не иметь. ну и к 1928 году СС были давно сняты с конвейера, вряд ли у Маяковского был шанс его купить. кстати, у вас опять не та машина, это Renault 10 CV KZ, а у Маяковского был Renault 6 CV NN. вот, если вам хорошая цветная фотка нужна:


сменил, спасибо.

На взгляд дилетанта:
1. - разница этих Рено только в свойствах салона?
2. - скорости автомобилей в 21-23 годах были значительно выше, чем у этого Амилькара (80км/ч "Амилькар" вышеупомянутой в книге модели против 150 "Мерседес Индианаполис",
.....против 138км/ч "Альфа Ромео Г1"
.... "Cole". На гонках по пересечённой местности его средняя скорость - 91,6 км/ч)

Думаю, что этот перечень можно продолжить и много долее.
Полагаю так, что вы не ошиблись, Амилькар действительно выпускал спортивные машины но - среди всех серий "затесалась" рабочая лошадка, которой и не желала форсистая Брик.
- Не может такого быть?

1. двигло разное. число в названии изначально обозначало количество лошадиных сил. 6 и 10 соответственно.
2. максимальная скорость в гонке отнюдь не главное.
3. всё может быть. я отнюдь не настаиваю на своей версии, не нравится она вам - и ладно)

Спасибо, всё понял.))

в очередной раз убеждаюсь, что она была редкостной тварью.
а пост интересный.

:))) совершенно того же мнения.
Спасибо

а что тут убеждаться? нормальный человек с ЧК дружить не станет, по-любому.

Большинство людей пробившись наверх забывает о тех, кто внизу. И лампочка для собственного авто становится важнее жизни каких-то плебеев

!!!
дерьмом им двери мазать и пальцем указывать.

То что поэт был покорен этой "редкостной твари" свидетельствует против поэта. ИМХО, он сам был тёмен и нехорош вог многом. Я бы не смог дружить с таким.

СОГЛАСЕН совершенно с Вами!
Спасибо, Нандзед.

  • 1